Размер шрифта:AAЦвет:ЦЦЦЦЦНастройки:Обычная версия сайта
Настройки шрифта:
Выберите шрифт: Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выбор цветовой схемы:
Черным по белому
Белым по черному
Темно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зеленым по темно-коричневому
Закрыть панель

В каждом живет художник

72Я приветствую Вас, милые мамы и бабушки, папы и дедушки, тети и дяди, на своей творческой страничке! Здесь я буду делиться с Вами своими маленькими секретами из мира искусства, как сделать окружающий мир ярче и добрее, научиться видеть красоту, понимать и создавать ее своми руками!

Барановская Любовь Викторовна

 

 

Цветотерапия

 

Цветотерапия – одна из древних наук. Целительство цветом применялось народами древних цивилизаций Египта, Индии и Китая. Прекрасные витражи в средневековых соборах позволяют нам ощутить эффект цветотерапии.

Люди, попадая под воздействие цветных лучей, которые солнце отбрасывает сквозь разноцветные стекла витража, ощущают прилив жизненных сил, умиротворение и душевную гармонию.

История цветотерапии, как науки, берет своё начало с открытия английскими учеными Дауном и Блунтом (1877) лечебных свойств ультрафиолетовых лучей (лечение кожных заболеваний и рахита).

Важным шагом в развитии науки стали труды американских ученых Эдвина Баббита (The Principles of Light and Color, 1878) и Плизантона, в которых описано лечебное воздействие каждого цвета спектра. Так, Баббит рекомендовал лечить красным цветом бесплодие, голубым – нервные расстройства, а желтым пользоваться в качестве слабительного средства.

Немецкий врач Георг фон Лангдорф открыл, что красный цвет расширяет сосуды, а синий – наоборот, сужает их (Die Licht- und Farbgesetze und ihre therapeutische Anwendung, 1894). Рудольф Штайнер – австрийский философ, мистик и педагог – использовал цвет в своих духовных учениях.

Некоторые цвета оказывают особое благотворное, иногда даже лечебное воздействие на организм человека, в том числе и ребенка.

Зелёный цвет помогает при переутомлении и головной боли. Он стабилизирует кровяное давление, успокаивает, борется с хронической усталостью.

Красный цвет активизирует силы организма и даже лечит простуду. Этот цвет стимулирует сердечную активность, активизирует обмен веществ! Но с его применением необходимо быть наиболее осторожными: от долгого воздействия красного цвета ребенок может переутомиться и стать раздражительным.

Жёлтый цвет укрепляет нервную систему и зрение.

Оранжевый цвет способствует улучшению пищеварения, стимулирует работу щитовидной железы.

Цвет рассказывает о характере и переживаниях ребенка.

Психологи разработали методику, которая позволяет по цветам, которые ребенок чаще всего использует в рисунках, определить характер маленького человечка, его реакцию на жизненные ситуации и эмоциональный климат в семье, а также спрогнозировать каким ребенок вырастет. То есть, по цвету, который чаще всего ребенок использует в своих рисунках, можно определить особенности его характера.

Итак, возьмите 5-7 листиков чистой бумаги, цветные карандаши и предложите ребенку что-нибудь нарисовать. Внимательно проанализируйте все рисунки – и определите, какой цвет наиболее часто на них присутствует. Именно этот цвет расскажет о характере вашего ребенка.

Красный цвет используют активные, непоседливые дети. Это дети – «живчики». Они живые, непослушные, неугомонные. В будущем, когда ребенок вырастет, он будет смелой, сильной личностью. Он будет обладать высокой работоспособностью, будет стремиться к успеху. Однако, чаще всего, такие личности вырастают большими эгоистами.

Оранжевый цвет, как и красный, чаще все используют дети, которых легко возбудить. Это дети – весельчаки. Они шалят, кричат, веселятся без особых на то причин. В будущем, когда ребенок вырастет, он может стать очень раздражительным. Поэтому детям, которые предпочитают рисовать оранжевыми красками, следует уделять особое внимание. С ними необходимо больше разговаривать, играть, шутить.

Желтый цвет используют дети с хорошо развитой фантазией. Это дети–мечтатели. Они легко придумываю себе увлекательные развлечения, даже играя в одиночестве. В будущем, когда ребенок вырастет, он будет отдавать предпочтения разнообразной и интересной работе. Он будет подавать оригинальные идеи. Всегда будет верить и стремиться к лучшему. Однако, вместе с тем, он будет бояться принимать на себя ответственность за совершенные поступки.

Зеленый цвет используют дети, которым не хватает материнской заботы. чаще выбирают дети старательные, спокойные, миролюбивые, умеющие общаться. Большинство детей не любят ссориться, хорошо адаптируются к новым ситуациям.

Такие дети спокойны. Вырастая, такие личности не любят и даже боятся перемен. Поэтому детям, которые предпочитают рисовать зелеными красками, следует уделять особое внимание. У таких детей необходимо развивать творческое мышление, интерес к новым вещам и открытиям.

Голубой цвет предпочитают спокойные дети. Они тихие, спокойные, уравновешенные. В будущем, когда ребенок вырастет, он будет ответственным, исполнительным, целеустремленным.

Синий цвет выбирают спокойные, уравновешенные дети. .чаще выбирают детки у которых рассудительность преобладает над эмоциональностью. При первом общении ребенок может оцениваться как упрямый, "бука", не понимающий просьб и т.п. К таким малышам необходим подход в воспитании с опорой на рассуждения, убеждения, доказательства.

Они все делаю не торопясь и обстоятельно. Они очень чуткие и эмоциональные. В будущем, когда ребенок вырастет, он будет исполнительным, целеустремленным, спокойным и рассудительным.

Фиолетовый цвет. В детском возрасте дети очень редко обращаются к данному цвету. На выбор оказывает влияние высокая чувствительность и восприимчивость ребенка. Может применяться в трудных, конфликтных ситуациях для ребенка.

Фиолетовый цвет выбирают «загадочные дети». Они чуткие, нежные, ранимые и очень эмоциональные. В будущем, когда ребенок вырастет, он будет романтиком. Такая личность будет стремиться всегда привлекать к себе внимание. Однако, личность может вырасти очень ранимой. Такие дети более других нуждаются в поддержке и поощрении.

Черный цвет выбираю дети, подвергшиеся стрессу. Эмоциональному и духовному состоянию такого ребенка необходимо уделять особо пристальное внимание. Необходимо чаще беседовать с ребенком, расспрашивать о его переживаниях, поддерживать его.

Таким образом, внимательно изучив рисунки ребенка, можно определить его будущий характер, выявить его переживания. Однако, прежде чем делать какие-либо выводы (особенно если ребенок выбирает мрачные темные цвета), необходимо побеседовать с ребенком – обсудить то, что он нарисовал. Если малыш систематически, при наличии разноцветных цветных карандашей, предпочитает рисовать одним и тем же цветом, на это следует обратить внимание. Если ребенок раз в неделю нарисовал нечто в красках, которые  настораживают, например черный, и логически это объяснил, то здесь нет повода для беспокойства. Зачастую из разговора с ребенком становится понятно, почему малыш отдал предпочтение именно тому или иному цвету, и как эти цвета соотносятся с его настроением. Возможно «мрачный» цвет просто соответствовал художественному замыслу ребенка.

( Кобиясова И.В. – кандидат медицинских наук,СПбГМУ им. акад. Павлова, журнал "Kids)

 

 

Роль картинок в жизни ребёнка

 

На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему просто можно дать в руки любую картинку, его восприятие окружающего мира и запросы к изобразительному искусству мало чем отличаются от запросов первобытного человека. Ясность, простота и выразительность графического произведения — вот три требования, которые предъявляет малыш к изображению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудноузнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Крохе не за чем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации «для самых маленьких» не должны содержать светотень и перспективу.

И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.

Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований — предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий.

Что касается вышеперечисленных требований, то в большинстве книжек для малышей они соблюдены. Правда, последние несколько лет на книжном рынке все больше и больше появляются издания, в художественном оформлении которых используются неестественные ультрамодные цвета: фосфорицирующие зеленый, оранжевый желтый и т.д. Разумеется, палитра детского рисунка может быть разнообразной и пестрой, но все же в разумных пределах: раз уж эти краски искусственно вошли в наш быт, то и использовать их желательно для раскрашивания искусственных предметов. Ярко-синей или ярко-оранжевой может быть современная одежда на человеке, какие-то легко узнаваемые предметы, привычно обладающие цветами такого рода, но ядовито-зеленого зайца или неестественно светящейся оранжевой моркови ребенок, только начинающий познавать окружающий мир, видеть не должен. К тому же, врачи-офтальмологи считают, что подобные цвета неблагоприятно воздействуют на сетчатку человеческого глаза. В этом смысле, несомненно, разумнее не гнаться за модой, а оградить своего малыша от возможных неприятных последствий.

Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.

 

От 2 до 6 лет

 

В более старшем возрасте у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире — работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Книга и ее иллюстрации играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто человек на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки — страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех же явлений окружающего мира. В этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера маленького человека. Поэтому вывести формулу «идеальной» иллюстрации для этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей.

Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение — необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух—трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.

К счастью, и сейчас не перестают переиздавать книги, в которых и литературное произведение, и рисунок стали единым целым. Все мы с детства помним Сутеева и его «Кто сказал мяу?», «Айболита», «Мешок яблок», «Елку», «Крошку енота» и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к «Тараканищу», «Чудо-дереву» Корнея Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и другим произведениям. До сих пор спросом пользуются книги с иллюстрациями И. А. Билибина и Ю. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные персонажи навечно сохранили за собой образ, созданный мастерами — классиками детской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устаревают даже на пороге третьего тысячелетия, поэтому вы не ошибетесь, купив книги с иллюстрациями этих художников своему малышу.

Среди современных изданий художественной литературы, рассчитанных на этот возраст, на сегодняшнем книжном рынке одной из самых лучших является широкоформатная серия «Планета детства». В этой серии выпускаются известные народные и авторские сказки российских и зарубежных писателей с чудесными иллюстрациями художников всего мира, способными привлечь внимание малышей.

 

Младший школьный возраст

 

Взрослеет ребенок, взрослеют и его книги. И, начиная с первых классов начальной школы, иллюстрации из детских книг начинают постепенно исчезать. Но это не означает, что интерес к изобразительному искусству у детей в этом возрасте ослабевает. Просто на смену незатейливым детским сказкам приходят сложные произведения, а художники-иллюстраторы работают с классической литературой чаще всего для дорогих подарочных изданий.

Однако не так давно на российском книжном рынке появились изумительные широкоформатные книги издательства «Янтарный сказ», объединенные серией «Лучшие иллюстраторы мира» и «Мастера иллюстрации». Традиционные русские сказки и произведения классической литературы, как отечественной, так и зарубежной, великолепно оформлены художниками Геннадием Спириным, Марианной Беляевой и другими. Эти книги рассчитаны на дошкольный и младший школьный возраст, но, без сомнения, изящное, со вкусом выполненное оформление делает их не просто удачными изданиями, а настоящими произведениями искусства. Среди сказок выпущены: «По щучьему велению», сборники русских народных сказок «Царь-медведь», «Бобовое зернышко»; «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, «Прекрасная испанка» Мигеля де Сервантеса, «Новое платье короля» Ганса Христиана Андерсена и многие другие. Особенно хочется отметить блестяще иллюстрированные произведения Николая Гоголя «Нос», «Сорочинская Ярмарка».

Снова и снова, уже почти двадцать лет, переиздаются книги, оформленные великолепными художниками Г. и Е. Огородниковыми — почти все произведения Николая Носова, стихи Агнии Барто и др. Непревзойденная техника их иллюстраций великолепно подходит для того возраста, в котором ребенок уже может понять утрированный, почти шаржевый, характер рисунка и оценить его юмор.

 

Так ли важно рисование в жизни ребенка?

Мы до сих пор мало знаем и, скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека. Это слияние искусства со многими, в том числе с глубинными, сторонами жизнедеятельности человека ранних общественных формаций принято объяснять примитивным складом мышления людей древности.

Однако, скорее всего, были какие-то объективные биологические факторы, благодаря которым искусство сумело занять столь важное место в общественном и индивидуальном развитии человека.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической природе детского рисования.


Зачем и почему дети рисуют?

i (1)В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек.

Что касается смешных неправильностей в рисунках. Рисунки строго отражают этапы развития зрительного, пространственного, двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования.        Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали. Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит.

i (2)По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем.

Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и  разговаривать. 

Ведь неслучайно Л. С. Выгодский называл рисование «графической речью».

Рисование способствует развитию важнейшим психическим функциям – зрению, двигательной координации, речи и мышлению и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.


Статьи по теме: